Пополнение в экспозиции «Живопись древнего Пскова» | 












    
    
    
    
    
  
  
  
    
    
    
    

Пополнение в экспозиции «Живопись древнего Пскова»

Псковский музей-заповедник представил на суд публики последние поступления в коллекцию живописи Пскова, охватывающую период XV-XVII веков. Новые экспонаты были предоставлены церковью Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. Церковь передала музею две иконы первой половины XV века, на которых изображены апостолы Павел и Симон. Эти реликвии были взяты из апостольского чина церкви с Пароменья.
Пополнение в экспозиции «Живопись древнего Пскова»

В одном из залов в Поганкиных палатах, где расположена большая часть иконописной коллекции заповедника, уже есть один пример деисусного чина пятнадцатого века. Деисусом именуется группа святых, в центре которых находится Иисус Христос, обычно изображаемый как Панкратор. Традиционно по правую руку от него изображается Дева Мария, а по левую — Иоанн Креститель. За Богоматерью и Иоанном, представленными в молитве о заступничестве, обычно следуют ряды святых угодников. Предоставленный церковью с Пароменья чин является уникальным для русской иконографики, поскольку на нем изображены не святые или мученики, а все 12 апостолов и архангелы Михаил и Гавриил.

Особенности уникальной иконы

Всего на деисусе изображены как минимум 17 образов. До нашего времени не сохранилось аналогов такого чина, созданного на основе греческих традиций. В данном варианте также четко прослеживается влияние южно-славянской школы и восточных веяний того времени. При этом на иконе есть все основные черты псковской живописи, в том числе широкое использование киновари, темно-зеленых оттенков и бордовое доличное письмо. Все это щедро украшено ассистом, который символизировал собой блеск славы Господней на его лучших детях. Фигуры апостолов имеют темный цвет открытых участков тела и типичные для псковской живописи черты лица и пропорции.

К сожалению, надписей на иконах не сохранилось, поэтому искусствоведы могут делать только косвенные выводы о том, кто же на них изображен. Основной темой этого деисуса является не столько традиционное моление, сколько отображение старозаветного Иисуса, наставляющего апостолов на путь истинный. Апостольский чин призван продемонстрировать попечительство изображенных на нем святых о церкви. Такой отход от общепринятой темы молений был вызван ересью стригольников, появившейся в то время в Пскове. Чин был создан во времена митрополита Фотия по его непосредственному заказу. Изображения апостолов планируется демонстрировать на постоянной основе в Поганкиных палатах.

Похожие статьи
Выставка «Ласковая живопись» в Санкт-Петербурге
Выставка «Ласковая живопись» в Санкт-Петербурге
23 июля в Музее истории религии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Ласковая живопись», на которой представлены экспонаты народного творчества на религиозные мотивы. В ней собраны предметы искусства из населенных пунктов Федоскино,...
Коллекция русской живописи от Александра Володчинского
Коллекция русской живописи от Александра Володчинского
Пушкинский музей представил на суд публики личную коллекцию живописи Александра Володчинского. В ней имеются экземпляры русской живописи конца XIX — первой трети XX веков. Несмотря на такую традиционность, от сборки веет духом...
Геркулес Сегерс
Геркулес Сегерс
Геркулес Питерсон Сегерс (1589-1638) был одним из самых оригинальных нидерландских художников и граверов своего времени. Он отличался необычным подходом к живописи и смелыми экспериментами в гравировке. Сегерс родился в Харлеме, в...
Живопись эпохи Высокого Возрождения: основные черты
Живопись эпохи Высокого Возрождения: основные черты
Весь период Высокого Возрождения можно характеризовать весьма неоднозначно. В тот период можно было выделить несколько школ, которые можно с интересом рассматривать как составные части этого яркого периода в истории живописи. Школа...
Эпохи живописи: основные характеристики
Эпохи живописи: основные характеристики
Живопись, как часть всеобъемлющего искусства, не может существовать вне истории, она в любом случае соотносится с конкретной эпохой, временем, отражает его основные черты, передает конкретные мысли, эмоции и ощущения искусства того...