Вашингтон - город политики и музеев. Неудивительно, что именно в американской столице начала работу выставка художника, который связывает искусство и политику. Китайский художник и скульптор Ай Вэйвэй известен своими грандиозными работами Инсталляция «Змеиный потолок» простиралась на его выставке по всему этажу. Она состояла из 600 школьных рюкзаков, которые символизируют детей, погибших во время землетрясения.
Рассказывает помощница куратора выставки Мика Ёшитака: « Размеры рюкзаков соответствовали возрасту детей. Он отыскал более пять тысяч имен погибших школьников, в какую школу они ходили, их пол, дни рождения и адреса школ ». Каждое имя погибшего ребенка было зачитано вслух и записано на аудио пленку. Запись постоянно звучала на выставке. « Он тогда разместил сообщение на своем твиттере, объявив, что ищет для имени каждого ребенка отдельный голос », - объясняет Мика Ёшитака.
Вэйвэй вырастал в трудовом лагере в северо-восточном Китае, куда за критику правительства был выслан отец, известный поэт Ай Цин. В 1978 году Цина реабилитировали, и семья переехала в Пекин. В 81 году, когда гражданам Китая впервые было разрешено выезжать за границу, Вэйвэй отбыл в Соединенные Штаты, где прожил 12 лет. «В тот период своей жизни в богемном районе Нью-Йорка Ист Вилидж он встретил большое количество местных художников, поэтов. Тогда он познакомился с искусством Дюшана, Уорхола, Джаспера Джонса.
Эту выставку, про которую идёт рассказ, «Все относительно» он назвал в честь одного из полотен Джаспера Джонса », - рассказывает помощница куратора. Его творчество поражает всех. "Эта выставка должна быть обязательной для детей, студентов. Люди должны это увидеть и услышать его мысли ", - говорит, под впечатлением от увиденного, одна из посетительниц.
Правда, по крайней мере один из гостей выставки поставил под сомнение, оправданы затраты на монументальное творчество Вэйвэя? Ведь из Китая в США было привезено 38 тонн остатков разрушенных землетрясением зданий, которые художник использовал в качестве материала для одной из экспозиций. «Эти брусья так много весят, их транспортировки из Китая - это лишние выбросы углерода в атмосферу», - указывает критик. Ёшитака подтверждает, что реакция гостей и в целом по миру на творчество Вэйвэя, неоднозначна. «Некоторые люди считают, что он эксплуатирует трагедию в свою пользу, чтобы удовлетворить свои потребности. Я с этим не согласен.