В своей новой книге известный искусствовед Бенджамин Бинсток «Семейные тайны Вермеера» описывает несколько очень интересных мыслей. Первую он взял из цитат Ницше о том, мы умеем любить то, что любим теперь. А вторая говорит о том, что мы можем увидеть картину такой, какая она есть на самом деле, только лишь раз взглянув на нее. Изучать шедевры изобразительного искусства – сложнейшая задача. И без знаний качественно выполнить свою работу искусствоведу практически нереально.
Давайте на минутку представим, что вся семья мастера, его прислуга и даже домашнее животное являются его моделями. Глава семейства работает исключительно в домашних условиях. И, повзрослев, его дочь берет, и начинает становиться помощником папы. А после – и вовсе учеником.
Но ученик ограничен в своих собственных фантазиях. Он всеми своими работами подражает труды отца. Он рисует такие же сцены, такой же интерьер, те же пигменты. Это, естественно, вдохновляет и самого отца. Вот они и начинают работать вместе. Бинсток уверен, что именно такая ситуация и была в семье Вермеера.
Творчество Вермеера очень неоднозначно и запутанно. В мире осталось около тридцати его картин. И многие и них просто выбиваются из общего ряда. И пусть на них изображены, на первый взгляд, те же самые персонажи, и одежда та же самая. Но они смотрятся совершенно по-другому. Специалисты заметят нехватку техники, объема, понимания композиции. Для Вермеера это было просто недопустимо.
Бинсток далеко не один в своих суждениях. Причем внимание экспертов привлекает ровно 7 картин. Они считают, что не он, а Мария – дочь Вермеера написала их. Раньше не надо было регистрировать своих детей как учеников. Женщины просто не имели права заниматься живописью. И семейство Вермеера зачастую расплачивалось по счетам картинами. Мария просто дублировала работы отца. Слово «фальсификация» в те времена не существовало. Но это не означает, что работы дочери были плохими. Наоборот, они написаны очень качественно. И если Бинсток оказался прав, то семь картин, которые всемирно признаны как работы Яна Вермеера, написаны отнюдь не рукой великого мастера. А проданы они были на различных аукционах за миллионы долларов. Хотя, кто знает, может работы Марии имеют не меньшую ценность. Пока общество никак не отреагировало на смелые заявления Бинстока. Но то, что ажиотаж вокруг картин Вермеера будет огромным, теперь никто не сомневается.