Франс Хальс (1582-1666) является одним из самых выдающихся художников-портретистов голландского Золотого Века. Он родился в Антверпене в семье торговца Франсуа ван Махелена. После завоевания Антверпена испанцами семья была вынуждена бежать в Харлем, где Франс и прожил всю оставшуюся жизнь. В юные годы он обучался у фламандского мастера Карела ван Мандера, впрочем, не переняв его увлечения маньеризмом.
Обучение и семья
В 1610 Хальс вступил в гильдию Святого Луки и начал зарабатывать на жизнь реставрацией старых картин. Он принимал участие в восстановлении коллекции церковной живописи, которую позднее описал ван Мандер в своей знаменитой «Книге художника». В 1611году Франс Хальс написал свой первый портрет по заказу Якоба Заффиуса. Знаменитым он стал только через 5 лет, создав масштабное полотно «Банкет офицеров полка Святого Георга». Самым известным произведением Хальса стал портрет Рене Декарта, написанный в 1649 году.
В 1610 году портретист связал себя узами брака с католичкой Аннеке Харменсдохтер. Из-за того, что молодожены принадлежали к разным религиям, их отказались обвенчать в церкви, и свадьба состоялась в городской ратуше. Через 5 лет Аннеке умерла, оставив после себя трех детей. Из них до зрелого возраста дожил лишь один, Хармен Хальс, который тоже стал известным художником. В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.
Живопись и закат жизни
В отличие от своих современников, переезжавших к своим заказчикам, Франс Хальс настаивал на том, чтобы клиенты приезжали к нему сами. Известность к Хальсу пришла довольно рано, и недостатка заказах у него не было, но ближе к концу жизни его стиль вышел из моды, поэтому он глубоко погряз в долгах. Чтобы спасти художника от нищеты, городской совет выделил ему пенсию в размере 200 флоринов в год. Умер Хальс в 1666 году и был похоронен рядом со своей первой женой Аннеке.
Известность Франсу Хальсу принесли портреты богатых голландцев и картины с военными офицерами, расквартированными в Харлеме. Ближе к концу жизни он начал писать портреты супружеских пар, причем композиция состояла из двух картин — отдельно мужа, отдельно жены. До нашего времени сохранились лишь несколько таких двойных портретов. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Причиной этому были как смена восприятия Хальсом жизни, так и с модой на черную одежду в протестантской Голландии. Сейчас самая большая коллекция его картин выставляется в музее имени Франса Хальса в Харлеме.